вторник, 28 августа 2012 г.

Качинская долина

Путешествие по Качинской долине продолжается!

На этот раз это целенаправленный поход по долине. Маршрут наш таков: Предущельное - Таш-Аир - Качи-Кальон - Баштановка - Машино - Лаки - Верхоречье.


Нас было четверо, четверо друзей
- Илья, Елена, Николай и Мария. 
Что ж, начнём по порядку:

Наш автобус отправился от станции "Западная" в Симферополе, с остановкой в Бахчисарае, в Синапное. Мы сошли в первом селе Качинской долины с говорящим названием - Предущельное.  Миновав село, мы увидели изумрудные луга справа, и нависающие скалы слева.

Первой достопримечательностью, попавшей в наше поле зрение, была скала с "надрезами". 


О происхождении чего нам пришлось лишь догадываться...
Дальше, по дороге, мы вышли к первой значимой остановке - Таш-Аир и одноимённый источник. Таш-Аир в переводе с тюркского означает «отдельно стоящий камень».




Давным-давно огромный валун откололся от скалы и упал вниз ущелья, преградив путь наверх. В Таш-Аир находится стоянка первобытного человека эпохи ранней бронзы (3-2 тыс. до н.э.). В гротах сохранились фрагменты наскальных рисунков. К сожалению, рисунки практически полностью исчезли и мы их не разглядели. И, к ещё большему сожалению, повсюду находится «наскальная живопись» XXI века – граффити и просто мазня, которая уничтожает древний археологический памятник. Как мы ни старались, но древнюю наскальную живопись мы так и не разглядели. А вот как она должна выглядеть - зарисовки:





Таш-Аир это не только «камень», у самого его подножия находится родник – Таш-Аир-Чокрак, который оформлен в виде фонтана. Живительная, прохладная вода, богатая солями кальция идёт мощной струёй. И не удивительно – что б набрать воды выстраивается очередь из людей и машин.



После осмотра Таш-Аира и пополнения запасов воды отправились к Качи-Кальону - пещерному городу и монастырю. До Качи-Кальона от Таш-Аира идти совсем недалеко. Первое, что встречает путника - это расширяющийся ландшафт и отвесная скала Качи-Кальона, на которой природным образом появился крест!

Затем нас ожидал довольно резкий подъём вверх и осмотр пещерного города.
Вид сверху


Икона-фреска на скале, измалёванная нелепыми каракулями



Качи-Кальонский известняковый массив при приближении к нему со стороны Бахчисарая напоминает нос гигантского корабля, устремленного вниз по течению р.Качи. Площадь Качи-Кальона - 20-25 гектаров. Установлено, что поначалу здесь было небольшое поселение, при котором возводилось укреплённое убежище, это дало повод называть памятник городищем. Позднее возник относительно небольшой православный монастырь, который просуществовал вплоть до 1921 г. Качи-Кальон, как и другие пещерные города Крыма, расположен на отроге Средней горной гряды, высота над уровнем моря - 450-510 м. В скальных глыбах Качи-Кальона - многочисленные разнообразные вырубки, хозяйственные, жилые помещения, резервуары, давильные площадки, небольшие церкви с гробницами около них. Искусственные пещеры Качи-Кальона сохранились большей частью без существенных изменений. В массиве Качи-Кальона расположены 5 величественных гротов, в которых высечено множество пещер различного назначения: от храмовых построек до тарапанов (винодавилень), которых насчитывается около 120; большое количество керамических обломков амфор; часто встречаются высеченные в скалах кресты различной формы – вписанные в круг, с простым или двухлопастным расширением на концах. Всё это свидетельства процветавшего здесь земледельческого культа средневековой округи, располагавшейся на перекрёстке торговых путей. 











В Качи-Кальоне есть источник Святой Анастасии, вода бежит тоненькой струйкой и собирается в ямку. Туда приходит много паломников. Источник Ай-Анастасии почитали не только местные греки-христиане, в наибольшем количестве собиравшиеся здесь 22 декабря, но и татары. В настоящее время колодец разрушен, вода в нем не пригодна для питья, иконы и «крыша на железных столбах» не сохранились. Но в то же время местные жители из сел Предущельное и Баштановка регулярно ухаживают за источником. От Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, в «духовном» ведении которого находятся христианские святыни Качи-Кальона, за источником постоянно наблюдает послушник, который следит за чистотой воды. На протяжении нескольких лет 22 декабря, в день Св. Анастасии, к источнику приходят местные богомольцы, а священник монастыря проводит водоосвящение.
Старая церковь была восстановлена, в ней возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем Святой Анастасии. А ещё с четвёртого (самого крупного) грота, сверху, прыгают любители экстрима - на специальных верёвках-канатах.

Коленопреклонённая черешня - дереву около 300 лет



Храм Святой Анастасии





После длительного пребывания на Качи-Кальоне мы наконец двинулись дальше.


Минуя Баштановку и Машино, не доходя до Кудрино мы свернули с асфальта, форсировали Качу и вышли на проселочную, белую как снег от известняка, дорогу. Дорогу, которая вела нас к главной цели похода - греческому селу Лаки. 


После непродолжительного пути вдалеке показалась церковь. Мы в Лаках...



 Была в этих местах между горами Татар-Ялта и Ай-Илья частица древней Эллады. Не только синее небо, крутые скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Под защитой горы святого Ильи с незапамятных времен жили греки, потомки феодоритов - древнего коренного крымского народа. В районе Лаки обнаружены следы двух небольших поселений 6-7 веков. Греки редко покидали свои любимые Лаки. А что им было делать за их пределами, если плодородная долина давала все необходимое для жизни: на лугах пасли скот, под солнцем вызревал виноград, а местный табак славился на всю Тавриду...



 Пролетели столетия. Во время фашистской оккупации независимые лакские греки продолжали жить в довоенном ритме: они работали, подсчитывали трудодни в своем колхозе "Нео зои". Командир Бахчисарайского партизанского отряда Михаил Македонский вспоминал, что "...отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей..." В Лаках предателей не было, жители все как один наотрез отказались выбирать старосту и воевать против своих. 



 23 марта 1942 года село было уничтожено карателями. Людей расстреливали и сжигали заживо. Огонь уничтожил все восемьдесят семь дворов. Так Лаки стала Горянкой. Остыло пепелище, погасли угольки, а вскоре потухла жизнь и в Горянке: село было признано неперспективным. 



 Чудо, что сельский храм, несмотря на все катаклизмы тяжелого ХХ века, выстоял. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 году на месте старой деревянной церкви 16 века. Над главным входом дата "год 1904" и надпись на новогреческом, слова Христа: "Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и я упокою (вас)". Поврежден алтарь, купол, колокольня, но сохранились фрески. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчеркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.



 Это храм-памятник, его израненные своды словно поддерживают души сожженных людей. Храм не смогли разрушить ни большевики, ни немцы, ни безбожники. Он выстоял, чтобы донести до нас печаль и трагедию греческого села Лаки.
В настоящее время ведётся работа, цель которой — восстановление села Лаки
Храм вдалеке
























Храм очень красивый вблизи, даже несмотря на его состояние. Это то, что надо увидеть. Очень грустное чувство, думаю, охватило всех нас от увиденного. Тишина и покой царили в этих местах. Ощущение безмятежности и вечности и в тоже время глубокой скорби и боли - вот те чувства, которые там возникают. Наверное, именно в таких местах получаются самые искренние молитвы, в таком месте уходят посторонние мысли...

После посещения Лак, мы свернули по дороге, немного прошли  и устроили привал, где и пообедали.
После чего, по дороге, не отмеченной на карте, через непродолжительное время мы вышли к селу Верхоречье.
Там было ещё две достопримечательности, которые мы посетили. Времени до последнего автобуса оставалось мало - надо было торопиться...

Не сразу мы нашли её... -  Церковь во имя Святого Иоанна Предтечи... вернее, то, что от неё осталось. В 60-х годах ХХ века лишенную кровли, обгорелую в годы войны церковь разобрали на строительные нужды. Камням, из которых сложена абсида, применения не нашлось. Глубокая полукруглая ниша - алтарная абсида - всё, что осталось от великолепного храма XIV века. И ещё - уникальная фреска «Поклонение жертве», редко встречающаяся в стенописи средневековых храмов, а в Крыму единственная. Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был изображен так называемый деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя, и нижний, где был представлен сюжет «поклонения жертве». Сюжет представлял собой изображение младенца-Христа, лежащего на большом круглом жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три святителя, а у самых краёв оконного проёма - два ангела с опахалами-рипидами. Известный археолог О.И. Домбровский инициировал снятие фрески со стен храма и передачу её Бахчисарайскому музею в надежде на реставрацию. Однако эти надежды оказались тщетными. В связи с халатным (читай: наплевательским) обращением фреска была фактически уничтожена, поэтому сейчас судить о ней мы можем только по попыткам реконструкции, которые предпринимались Домбровским. 




 В 1587 году храм был впервые отреставрирован, о чём говорит надпись, приводимая академиком Кеппеном, побывавшим в Бия-Салах в 1833 году: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце». К сороковым годам XIX века церковь вновь была отремонтирована силами одного из жителей села, о чем говорит надпись на известняковой плите, установленной ныне в абсиде храма: «Сооружен своими трудами поселянином Карпом Яковлевым сыном Савельевым и женою его Еленою 1849 года марта 1 дня».

 На соседнем безлесном холме через балку видны многочисленные старые могильные плиты наиболее сохранившегося и одного из самых больших средневековых кладбищ в горном Крыму. Древнейшие надгробные памятники - массивные прямоугольные плиты - относятся, по предположению археологов, к IX-X вв. На некоторых из них сохранились изображения: кузнечные клещи, чабанская герлыга, пила и т. д. Вероятно, на надгробиях указан род занятий почивших под этими плитами. Надгробия одно- и двурогие - более поздние, XIV-XV вв. Они украшены орнаментом, иногда изображениями виноградных кистей и лоз. Все эти гробницы тяготеют к развалинам древней греческой церкви, до XIV - XV вв. стоявшей здесь же на холме. Позднее церковь была разобрана и перенесена на северо-западную окраину села.









На этом наш поход подошёл к концу, мы сели в последний автобус, следовавший до Бахчисарая, там пересели на автобус до Симферополя, привезя с собой частичку качинской долины, её сёл, историй и памятников. 

***********************************************
Список использованных источников:
Полуостров Крым
Википедия про с.Горянка
Кача
Википедия
Наскальные росписи
Качи-Кальон

1 комментарий:

  1. Отличное путешествие. Прекрасное описание и фото-документирование маршрута.

    ОтветитьУдалить